Что нам делать с нашей милицией?

среда, 24 марта, 2010 - 13:48

Член Координационного
совета МГЕР, координатор федеральной программы МГЕР «Я - гражданин»

Что-то неладное происходит с нашей милицией. За без малого последний
год для всех стали привычными почти ежедневные сообщения в средствах массовой
информации о правонарушениях, которые совершаются теми, кто на самом деле
призван их предупреждать. Расстрел полуадекватным начальником Царицынского ОВД
мирных жителей в супермаркете, убийство милиционером школьника в Туве, «живой
щит» на МКАДе, избиение мужчины, везшего свою жену в роддом в Челябинске...

Кто-то скажет, что опять
журналисты раздули из мухи слона. Однако дыма без огня не бывает, как гласит
народная мудрость. Хотелось бы не верить репортажам и отмахнуться от
телеэкрана. Но слишком очевидна критичность сложившейся ситуации. Ибо мы тоже
ходим в магазины и ездим на автомобиле, у нас тоже есть жены и дети.

Да, в нашем обществе остается еще
много нерешенных проблем. И отношение среднестатистических россиян к букве
закона всем тоже хорошо известно. Низкий уровень правовой культуры, равно как и
культуры гражданской вообще - одна из главных причин беззакония, происходящего
во властных структурах. И те болезни, которые поразили наши правоохранительные
органы, есть продолжение и развитие болезней, которые не может в себе излечить
общество в целом.

Однако проблема значительно
серьезнее, она выходит за рамки переходного периода, который начался во время
перестройки середины 1980-х и продолжается до сих пор. Речь идет о том, что к
отечественной правоохранительной системе всегда было много нареканий - и при
царском режиме, и при большевиках, и в «лихие девяностые». За последние два-три
века преступность если и удавалось существенно снизить, то лишь на
непродолжительное время и в отдельно взятой местности. Олимпийская Москва-1980
- яркий тому пример.

Иными словами, имеют место
системные противоречия, которые воспроизводятся из века в век независимо от
типа политического режима и названия высшей должности во властной иерархии
государства. В России воровали и продолжают воровать, убивали и продолжают
убивать. А расходы на содержание правоохранительных органов - как росли, так и
продолжают расти. Получается заколдованный круг.

Опыт целого ряда развитых стран
показывает, что, в общем и целом, наиболее приемлемым является распределение
функций между различными ведомствами, каждое из которых курирует фиксированный
перечень вопросов в сфере внутренних дел, обеспечения законности и
правопорядка. При этом существует отлаженный механизм, с одной стороны,
координации различных ведомств (при проведении, пример, масштабных спецопераций
против организованной преступности), с другой стороны, контроля за их работой
со стороны высших органов государственной власти и институтов гражданского
общества.

В руках нашей милиции
сконцентрировалось слишком большое количество полномочий. Во всех
цивилизованных странах мира каждое полномочие, которым наделяется та или иная
государственная структура - это, прежде всего, ответственность. Похоже, в
России наличие той или иной властной функции - лишь дополнительная возможность
удовлетворения своих «специфических интересов», свалившаяся, словно манна
небесная, синекура.

Значит, вывод один: разукрупнять и дробить, снижать политический вес и
административно-управленческую значимость правоохранительных ведомств в
государственной системе, чтобы они занимались своими прямыми обязанностями -
ловили преступников и предотвращали новые преступления. Равно как и несли
прямую ответственность за каждый рубль, потраченный из кармана налогоплательщиков.

Тогда каждый сотрудник сто раз
подумает, прежде чем хвататься за кобуру или лезть с кулаками на рядовых
граждан. А еще лучше - прежде чем приходить на службу в органы вообще: хватает
ли у него для этого моральных и деловых качеств, знаний и профессионализма,
выдержки и деликатности. Только в этом случае люди перестанут бояться человека
в милицейской форме в большей степени, чем хулигана, грабителя или маньяка.

Алексей Шапошников,
член Координационного совета МГЕР,
руководитель  федеральной программы МГЕР «Я - гражданин»

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 182