Пасха Христова: наш выбор – наша ответственность

понедельник, 5 апреля, 2010 - 13:34

Участник федеральной программы «Фабрика смыслов» (Клуб «Кредо», Москва)

В прошедшее воскресенье православные христиане всего мира отмечали один
из главных церковных праздников - православную Пасху
.
Миллионы людей с волнением ожидают этого дня, чтобы хоть немного прикоснуться к
атмосфере одной из самых животрепещущих историй человечества - истории деяний
Иисуса Христа, Сына Божия, Его жизни и смерти.

Великий пост и Пасха - это не
просто период, во время которого верующие люди, выражаясь мирским языком,
садятся на строгую диету. Главной идеей любого православного поста является
воздержание, в первую очередь, духовное, которое, несомненно, прямым образом
связано с воздержанием телесным.

В Пасхальное утро многие с
удовольствием поздравляют друг друга с праздником, поддерживая
жизнеутверждающее «Христос воскресе!» радостным «Воистину воскресе!». Однако, как
это ни удивительно, лишь немногие делают это сознательно, с полным пониманием
всей радости произошедшего события. Ведь для того, чтобы прочувствовать всю
глубину праздника Пасхи, проникнуться этой атмосферой, недостаточно просто
отказаться от скоромной пищи.

Как бы странно это не звучало, но
все мы очень мало заботимся о своей душе. Мы приходим в ужас от страшных
террористических актов, убийств и других преступлений. Но в то же время, как
правильно отметил патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во время своего
обращения к народу в день терактов в Москве, «нас не ужасают многие другие -
наши собственные - преступления Божьего закона». Ведь, в самом деле, «все
начинается внутри, с нашего сознания, в глубине нашей души. Если мы в мелочах
как бы привыкаем нарушать Божий закон, то может настать момент, когда и в самом
страшном мы окажемся способными этот закон нарушить. Вот почему забота о своем
духовном состоянии, о собственной внутренней жизни - это то, что является
первичным». Все остальное вторично по отношению к заботе о своей собственной
душе. Великий пост - именно тот момент, когда каждому из нас, в той или иной
степени ассоциирующих себя с православием и считающих себя православными,
необходимо задуматься о своей душе, переосмыслить прошлые поступки, совершить
покаяние в своих грехах и постараться уже больше никогда их не повторять.

Вообще, издревле на Руси в
Великий пост, как и во время любого другого православного поста, жизнь меняла
свой уклад. Народ отказывался от веселья, на столах оставалась только постная
пища, считалось нормой каждый день посещать церковь и проводить свободное время
за чтением молитв, Священного писания и другой духовной литературы. Причем люди
делали это сознательно. Во всем чувствовалась атмосфера духовности,
умиротворения и тепла. Конечно, мы живем в 21 веке и, учитывая реалии
сегодняшнего дня, даже на то, чтобы задуматься о своей душе, мы подчас просто
не находим времени. Что уж говорить тогда про чтение молитв и присутствие на
церковных службах. Об этом речь даже не идет. Не будем лукавить: даже когда
такая возможность представляется, все мы скорее беспокоимся о проблемах
материального толка, например, что завтра надеть? Какой сок более полезен для
здоровья? Где лучше «потусить» в эти выходные?

Будем откровенны, сегодня православным
верующим соблюдать пост в полном смысле слова очень сложно, особенно для тех,
кто живет в крупных городах. Создается впечатление, что городская атмосфера
просто не располагает к христианскому смирению и воздержанию. Свою посильную
«лепту» в дело отторжения населения от веры (вне зависимости от конфессии)
вносят телевидение, СМИ (в особенности, желтая пресса и таблоиды), Интернет. Уже
давно не вызывает удивления тот факт, что все они работают только ради
приобретения максимальной выгоды и готовы ради нее совершить любые, пусть даже
аморальные (в понимании большинства людей) поступки. В таком случае, не стоит
предъявлять телевизионщикам претензии по поводу того, что в день терактов ни
один из федеральных каналов не отказался от показа рекламы и развлекательных
передач. Слишком уж дорого обходится сегодня проявление человеческих качеств и
соблюдение норм морали.

На мой взгляд, необходимо
обратить внимание на один, к сожалению, неудивительный  факт. Согласно проведенным перед Пасхой
социологическим опросам, меньше всего прошедшие православные праздники
интересовали молодежь до 25 лет и студентов. При этом, думаю, мы вправе
предполагать, что многие из этих молодых людей - крещеные, возможно даже
православные уже не в первом поколении, но, тем не менее, до сих пор не
воцерковленные. Учитывая то, что мы не можем отрицать роль церкви в воспитании
духовно-нравственных качеств, которые положительным образом влияют на
гражданское сознание человека, такое равнодушное отношение молодого поколения к
одному из главных церковных праздников, на мой взгляд, не может не тревожить.
Ведь зачастую именно в этом возрасте происходит окончательное формирование личности.
Сегодня эту своеобразную «борьбу за души», несмотря на всю работу патриарха с
молодежью, церковь проигрывает, а вместе с ней проигрывает и государство, ведь
верующий человек в сложной ситуации готов жертвовать всем ради своей веры, ради
любви к ближнему, ради спасения своей души, а равнодушный стремится лишь к
собственному благополучию.

Так получилось, что в этом году
начало Страстной недели, которая предшествует Пасхе - Великий понедельник
получился, поистине, кровавым понедельником. Произошедшие в московском метро
теракты ярко продемонстрировали степень солидарности и духовности нашего
общества, причем как с положительной, так и с отрицательной точки зрения: жажда
наживы, стремление заработать на горе людей, с одной стороны, и самопожертвование
и желание помочь ближнему, с другой (а ведь это и есть милосердие - одна из
основных человеческих добродетелей).
В экстремальной ситуации каждый человек показал свое истинное лицо, сделал свой
выбор, либо по воле сердца (а значит, души) оказав посильную помощь своим
ближним, либо обогатившись за их счет.

Безусловно, время диктует свои
законы. Но, чем, к слову, прекрасна демократия - возможностью выбора и, как ни
странно, в данном случае выбор этот полностью зависит от нас. Вера и демократия тесно взаимосвязаны.
Каждый из нас может выбрать, верить ему или нет. Каждый из нас выбирает, во что
ему верить. Фактически, именно с возможности выбора началась земная история
человечества, когда Адам, искушенный змием, решил отведать плод с дерева Добра
и Зла
. Это тоже был сознательный выбор, который повлек за собой
определенную ответственность. Великий пост, который венчает Святая Пасха -
прекрасная возможность для каждого из нас, в прямом смысле слова, наконец,
задуматься о себе и позаботиться о своей душе, а значит о своем будущем.
Главное, не ошибиться, ведь наш выбор - наша ответственность.

Христос воскресе!

Рафаэль Еникеев,
активист Политотдела
ЦШ МГЕР,
участник федеральной
программы МГЕР «Фабрика смыслов» (клуб «Кредо», Москва)

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 211