Антикризисная программа. Комментарий экономиста

среда, 1 апреля, 2009 - 14:49

Руководитель Нижегородского РШ МГЕР

О программе антикризисных мер
Правительства Российской Федерации на
2009 год


Предложенная программа Правительства РФ, безусловно, характеризуется
широким спектром предполагаемых действий по преодолению последствий кризиса.
Однако хотелось бы отдельно остановиться на некоторых моментах данного
документа.

Безусловно, необходимо в соответствии с предложенной
Программой опираться в развитии экономики на частную инициативу.

По вопросу стимулирования внутреннего спроса на жилье:
очевидно, что должна произойти замена устаревших и доказавших свою
несостоятельность ипотечных механизмов на новые формы приобретения жилья
молодыми семьями и специалистами. Стоимость жилья на внутренних региональных
рынках многократно завышена, что отмечают отраслевые эксперты, а ставки по
кредитам недоступны, особенно для молодежи. Считаю, что настало время возрождения коопераций в форме МЖК
(молодежных жилищных кооперативов) нового типа, с разработкой соответствующей
законодательной базы и принятием целевых программ как на федеральном, так и на
региональном уровне. Организация данных сообществ позволит, во-первых, путем
публичного обсуждения с привлечением экспертного сообщества оптимизировать
себестоимость жилья и заключить договор со строительной организацией на
необходимых застройщику условиях и, во-вторых, законодательно закрепить
механизмы партнерства граждан с региональными правительствами и стимулировать
руководителей предприятий к решению жилищного вопроса для собственных
специалистов.

Что касается
усиления социальной защиты населения, обеспечения гарантий социальной и
медицинской помощи, то здесь необходимо говорить о роли НКО в реализации этого
базового принципа
. Давно замечено,
что ряд функций по работе с населением более эффективно выполняют представители
«третьего сектора». Европейская модель государственного управления уже на
протяжении длительного периода предусматривает передачу ряда собственных
функций на аутсорсинг некоммерческим организациям, что позволяет улучшить
качество и снизить стоимость предоставляемых услуг. В рамках антикризисной
программы необходимо апеллировать к этим процессам и провести серьезную работу
по превращению законодательства о взаимодействии с НКО (например, проект закона
«О государственной поддержке некоммерческих организаций в Нижегородской
области», рассматриваемый сейчас в Законодательном собрании Нижегородской
области и ряд других законов) в базовый элемент подобного сотрудничества, не
«декоративного» и «по остаточному принципу», а полноценного и в необходимом
объеме.

Говоря
о накопленных деформациях структуры экономики, на мой взгляд, необходимо от
дискуссии об инновационной экономике перейти к решительным действиям. Сейчас
только ленивый не говорит о создании национальной инновационной системы. Однако
в рамках реализации антикризисной программы могут быть рассмотрены следующие конкретные
предложения:

-
основой для развития инноваций в развитых странах, как известно, являются
наукоемкие предприятия, созданные на базе вузов. Между тем практика
хозяйствования в России не позволяет в полной мере использовать этот инструмент
для развития национальной экономики. И хотя отдельные положительные примеры
сотрудничества коммерческих предприятий и вузов в России, вне сомнения,
существуют, однако на сегодняшний момент системного характера это сотрудничество
не приобрело. Сложность здесь в пассивности профильного законодательства,
прежде всего федерального. Необходимо
дать учебным заведениям свободу распоряжаться своими площадями, учреждать
юридические лица и разрешить создание технопарков в образовательных
учреждениях. Именно это и может стать базой для развития инновационной инфраструктуры
.

- кроме
того, одной из основных проблем внедрения инноваций, по результатам проводимых в
среде инноваторов социологических исследований, является сложность «продажи»
инновационных разработок. Необходимо внести изменения в существующие образовательные
программы высших учебных заведений, прежде всего со смещением акцента на практическую
разработку эффективного инновационного проекта внутри вуза. А также разработать
программы повышения квалификации преподавателей для коммерциализации инновационных
проектов. Такая деятельность на сегодняшний момент проводится в виде семинаров
и бизнес-тренингов, однако она чаще всего точечная и носит несистемный
характер. Подобные практики в условиях кризиса должны быть выведены на
государственный уровень.

Уверен, что внутри предлагаемой Правительством
антикризисной программы заложен огромный потенциал. Дальнейшая детализация и
обсуждение данного документа во всех слоях общества позволит «соборно» выбрать
правильные пути для преодоления кризисных явлений.

Сергей Бочаров, член
Политсовета МГЕР, начальник Нижегородского регионального штаба МГЕР, кандидат
экономических наук

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 202